Содержание:
- Введение
- Что такое роли и обязанности в команде?
- Преимущества четкого определения ролей и обязанностей в команде
- Как определить роли и обязанности команды в проекте?
- Проблемы при определении ролей и обязанностей
- Примеры ролей и обязанностей в команде
- Часто задаваемые вопросы
Введение
Многие менеджеры проектов, особенно неопытные, совершают одну и ту же ошибку — начинают работу над проектом, предполагая, что каждый участник команды уже знает свои обязанности. К сожалению, это далеко не всегда так.
Отсутствие ясности в определении ролей и обязанностей приводит к хаосу, конфликтам, невыполненным задачам и дублированию работы, ставя под угрозу завершение проекта в рамках бюджета и времени. Чтобы избежать этого, необходимо заранее четко определить роли и обязанности в команде.
Разбираемся, как это сделать.
Что такое роли и обязанности в команде?
Роль в команде — это это конкретная функция участника, которую он выполняет для достижения общей цели, опираясь на свои знания, опыт и личностные качества.
Четкое определение ролей и обязанностей в команде:
- вносит ясность в ожидания от каждого члена команды и его роли в проекте;
- предотвращает путаницу и конфликты относительно того, кто и что должен делать в команде;
- облегчает совместную работу и повышает ее эффективность, что приводит к улучшению взаимодействия между участниками;
- позволяет избежать дублирования или невыполнения задач;
- помогает в обеспечении участников команды необходимыми ресурсами и навыками для реализации проекта.
Преимущества четкого определения ролей и обязанностей в команде

- Меньше путаницы. Когда все точно понимают, чего от них ждут, уменьшается путаница в том, кто и что должен делать, а также сводится к минимуму вероятность конфликтов.
- Повышение подотчетности. Когда роли и обязанности в команде четко определены, все участники точно знают, чего от них ждут. Это повышает культуру ответственности, улучшает взаимодействие между членами команды и побуждает людей честно и точно отчитываться о результатах работы.
- Минимизация дублирования усилий. Четкое определение ролей и обязанностей создает прозрачность, предотвращая дублирование усилий и гарантируя, что каждый знает о порученных задачах.
- Эффективное распределение ресурсов. Если роли и обязанности определены максимально точно, это гарантирует, что на каждую задачу выделены все необходимые ресурсы, включая специалистов с нужными навыками.
- Минимизация конфликтов. Точное понимание каждым участником его роли снижает вероятность борьбы за власть в коллективе, потому что обязанности не дублируются.
- Повышение мотивации и вовлеченности. Понимание того, кто за что отвечает в команде, приводит к более высокой вовлеченности в работу и стремлению достичь цели. Потому что участники чувствуют свою ценность и видят, какой вклад они вносят в проект.
- Ясность в принятии решений. Знание зоны ответственности каждого из участников команды помогает в разработке командной стратегии и ускоряет процесс принятия решений, потому что этим занимаются только те, кому это поручено.
Как определить роли и обязанности команды в проекте?

1. Определите масштаб проекта, чтобы выявить потребности в навыках
Первый шаг к четкому определению ролей и обязанностей в команде — понимание, какие специалисты потребуются для проекта. Для этого надо понять, каков объем проекта, какие задачи будут выполняться в процессе и какие навыки и ресурсы необходимы для легкого решения этих задач.
Например, для полномасштабной рекламной кампании цифрового продукта B2B SaaS вам понадобятся следующие специалисты:
- SEO-руководители
- SEO-менеджеры
- Руководители PPC
- Авторы контента
- Графические дизайнеры
- SMM-специалисты
- Контент-менеджеры
- Диджитал-маркетолог
- Продюсер видео
- Видеоредакторы
Исходя из потребностей вашего проекта вы должны определить обязанности для каждой роли в проектной команде.
Примечание:
Рекомендуем создать структуру распределения работ (WBS) для вашего проекта, чтобы четко обозначить все задачи, которые вам необходимо выполнить. Это поможет вам определить, какие ресурсы необходимы для выполнения каждой задачи в проекте.
2. Обозначьте обязанности для каждой роли
Задокументируйте требования проекта и создайте план, описывающий все задачи. Это поможет определить, какие навыки необходимы для каждой из задач, и определить обязанности для каждой роли.
Например, одной из задач в проекте рекламной кампании является создание промороликов для продукта B2B SaaS. Здесь вам потребуются: сценарист, который напишет текст, видеопродюсер для съемки и видеоредактор для монтажа ролика.
И вместо того, чтобы нанимать сценариста со стороны, можно точно определить его обязанности и поручить эту задачу кому-то из участников команды. Когда задачи четко задокументированы, а обязанности расписаны в деталях, справиться будет намного проще.
По той же аналогии определите роли и обязанности для других специалистов. Это можно сделать, например, с помощью иерархической структуры ресурсов (Resource Breakdown Structure, RBS).
3. Привлекайте членов команды к определению ролей и их утверждению
Одна из распространенных ошибок менеджеров — то, что они не советуются с командой перед распределением обязанностей.
Лучший способ сделать это — очертить все обязанности, распределить роли на основе сильных сторон, опыта и интересов участников, задокументировать и поделиться этим со всей командой. А потом запланировать встречу и на ней обсудить все возникшие вопросы. И только после этого окончательно утвердить план.
На встрече надо выяснить, обладают ли участники команды необходимыми для своих ролей навыками. И если это не так, то можно пойти тремя путями: обучить имеющихся сотрудников, нанять новых или отдать задачу на аутсорсинг фрилансерам.
4. Создайте матрицу RACI для обеспечения стандартизации и подотчетности
Матрица RACI — это схема, которая определяет, кто несет ответственность за выполнение задачи, кому по ней отчитываются, с кем консультируются и кого информируют о выполнении задачи. Четкая структура матрицы помогает упорядочить коммуникацию внутри команды и поддерживает организованность в работе.
Как расшифровывается RACI:
- R (Responsible) — исполнитель. Тот, кто несет ответственность за выполнение задачи. Обычно он один у каждой задачи, но их может быть и несколько.
- A (Accountable) — ответственный. Лицо, в конечном счете отвечающее за задачу или утверждающее работу. Например, менеджер проекта или контент-менеджер. У каждой задачи должен быть только один ответственный, чтобы избежать путаницы с подотчетностью.
- C (Consulted) — консультант. Как правило, это эксперты в области, которая напрямую связана с задачей, или стейкхолдеры. То есть те, чье мнение запрашивается перед принятием решения.
- I (Informed) — информируемый. Человек, которого необходимо информировать о ходе работы, но который сам не принимает непосредственного участия в выполнении задачи.
Чтобы создать матрицу RACI, выполните следующие простые шаги:
- Шаг 1: Разбейте проект на отдельные задачи, этапы или цели. Создайте список задач и зафиксируйте их в крайнем левом столбце матрицы.
- Шаг 2: Перечислите все роли участвующих в проекте в верхней строке матрицы.
- Шаг 3: Присвойте код RACI (R, A, C, I) для каждой задачи, которая соответствует роли.
- Шаг 4: Убедитесь, что в каждой задаче есть хотя бы одна буква «R» и только одна «A». Буквы «C» и «I» используются по мере необходимости.
- Шаг 5: Поделитесь матрицей с командой и стейкхолдерами, чтобы обеспечить ясность и подотчетность. При необходимости в ходе проекта вносите коррективы для устранения совпадений, пробелов или недопонимания.
Матрица RACI гарантирует, что каждый участник понимает свою роль и то, как она способствует успеху проекта.
5. Обеспечьте подотчетность с помощью мониторинга и контроля
Недостаточно просто определить роли и обязанности в команде. Нужно убедиться, что члены команды следуют плану и выполняют согласованные обязанности.
Для этого вы можете предпринять следующие шаги:
- провести встречу с командой для обсуждения ролей, обязанностей и ожиданий;
- предоставить команде для ознакомления письменную документацию по всем обязанностям;
- отслеживать прогресс проекта и показатели производительности команды, чтобы контролировать подотчетность и выявлять несоответствия, если таковые имеются;
- в случае возникновения конфликтов обсуждать это с командой, чтобы вовремя их разрешать;
- при необходимости пересматривать роли и обязанности, чтобы убедиться, что они соответствуют потребностям проекта.
Проблемы при определении ролей и обязанностей
Определение ролей и обязанностей кажется простым только в теории. Многие менеджеры проектов, особенно начинающие, сталкиваются на практике с проблемами, которые значительно усложняют этот процесс. Вот некоторые из самых больших и распространенных проблем, с которыми они сталкиваются:
- Неясный объем проекта. Если объем проекта точно не определен, сложно понять, каковы конкретные роли и обязанности, необходимые для проекта. И если с этим не разобраться, можно в итоге создать роли, которые либо слишком расплывчаты, либо вовсе не нужны.
- Нехватка навыков в команде. Еще одна серьезная проблема — отсутствие необходимых навыков для выполнения определенных функций или плохая оценка навыков. Это может привести к низкой производительности и срыву сроков.
- Дублирование обязанностей. Некоторые роли и обязанности могут частично совпадать, что приводит к путанице относительно того, кто за что отвечает. Это приводит к дублированию усилий, конфликтам между членами команды и пропущенным задачам.
- Проблемы с коммуникацией. Плохая коммуникация может привести к недопониманию обязанностей, переложению своих обязанностей на другого члена команды и ощущению того, что вас исключили из важных обсуждений.
- Сопротивление распределению ролей. Члены команды могут не согласиться с тем, какую роль им отвели в проекте из-за личных предпочтений, отсутствия уверенности, чрезмерной загруженности или несоответствия между ролью на уровне проекта и на уровне компании.
- Обеспечение подотчетности. Даже при четко определенных ролях обеспечение подотчетности может быть сложным. Члены команды могут не брать на себя ответственность за свои задачи, что приводит к задержками снижению качества работ.
Примеры ролей и обязанностей в команде
Роли и обязанности в команде различаются в зависимости от проекта, отрасли и размера команды. Вот краткое описание общих ролей в проектной команде:
- Менеджер проекта. Роль менеджера проекта заключается в управлении проектом и командой. Основные обязанности менеджера проекта включают:
- создание плана проекта;
- общение со стейкхолдерами;
- делегирование задач членам команды;
- управление ресурсами проекта;
- отслеживание прогресса и предоставление обратной связи.
- Тимлид. Роль тимлида заключается в том, чтобы контролировать команду и быть связующим звеном между ней и руководством. Обязанности тимлида могут включать:
- управление повседневными задачами команды;
- предоставление технического руководства и поддержки команде;
- обеспечение соблюдения сроков;
- решение проблем внутри команды.
- Участник команды. Роль участника команды заключается в выполнении задач в рамках проекта. Обязанности участников различаются в зависимости от зоны ответственности. Например:
- разработчик программного обеспечения отвечает за написание кода;
- дизайнер отвечает за создание дизайна приложения, веб-сайта и рекламных материалов;
- копирайтер отвечает за разработку письменных материалов, таких как статьи, веб-тексты или документация.
Часто задаваемые вопросы
Что такое команда проекта?
Команда проекта — это группа людей, работающих вместе над определенным проектом для достижения общих результатов. У каждого участника может быть самый разный опыт работы и навыки. Поэтому так важно определить роли и обязанности команды проекта.
Как можно определить роли и обязанности в команде?
Роли и обязанности в команде могут быть определены на двух уровнях: организационном и проектном. На организационном уровне роли определяются для создания структуры и четкого определения обязанностей человека в каждой роли. В то время как на проектном уровне роли и обязанности человека определяются в соответствии с потребностями проекта.
Что будет, если в команде нет четких ролей?
Отсутствие четкого описания ролей и обязанностей в команде приводит к переделкам, финансовым потерям, дублированию усилий, конфликтам, отсутствию ответственности и другим проблемам управления командой.
Как лучше всего обеспечить подотчетность в командных ролях?
Регулярные обновления и мониторинг прогресса — лучший способ обеспечить подотчетность в командных ролях. Это не значит, что менеджеры проектов должны постоянно спрашивать каждого участника о прогрессе. Но руководитель группы отвечает за обеспечение подотчетности участников команды. А менеджер проекта, в свою очередь, отвечает за то же самое в отношении руководителя группы.
Перевод статьи «How to define team roles and responsibilities to ensure accountability?»
