Вы рассматриваете карьеру в Agile или готовитесь к собеседованию на Agile-позицию? Ознакомьтесь с 10 вопросами для собеседования по гибким методологиям, которые помогут подготовиться.
Методологии Agile владеют потенциалом для совершенствования и трансформации управления проектами. Возможно, как никогда прежде, способность быстро реагировать на изменения и потенциальные угрозы важна во всех отраслях и сферах бизнеса.
Менеджеры проектов, владельцы продуктов, разработчики и Scrum-мастера — востребованные специалисты. Agile-навыки также нужны на других должностях, поскольку они повышают прозрачность процессов и помогают командам быстрее адаптироваться к изменениям, одновременно улучшая качество работы и вовлеченность.
Собираетесь на собеседование, где требуется хотя бы базовое понимание Agile? Подготовка крайне важна – снизит волнение и поможет дать чёткие ответы, которые повысят шансы получить должность. Используйте этот список вопросов по Agile, чтобы подготовиться к собеседованию.
1. Как бы вы объяснили суть Agile?
Как бы вы кратко сформулировали наиболее важные ценности Agile? Этот вопрос позволяет продемонстрировать свои знания и аналитические способности, кратко изложив суть методологии. Если говорить коротко, Agile помогает реализовывать продукты и проекты от идеи до завершения, используя различные итеративные методы разработки и взаимодействия. Цель состоит в том, чтобы поддерживать постоянную коммуникацию, быстро адаптироваться к изменениям и в результате – поставлять продукт высшего качества.
2. Что такое принципы Agile?
Agile основывается на 12 ключевых принципах, которые взаимосвязаны с базовыми ценностями методологии. Эти принципы определяют приоритеты в работе — например, гибкость и адаптацию к изменениям ставят выше стандартного следования плану. Аналогично, сотрудничество с заказчиком предпочитают закрытым встречам.
Scrum Alliance выделяет следующие 12 принципов [1]:
- Удовлетворение потребностей клиента за счет своевременной и бесперебойной поставки продукта – это наивысший приоритет.
- Готовность к изменениям на каждом этапе разработки для обеспечения конкурентного преимущества для клиентов
- Регулярно выпускайте продукт, отдавая предпочтение более коротким срокам
- Выстраиваете взаимодействие между разработчиками и другими командами в бизнесе (межкомандное взаимодействие)
- Обеспечьте комфортную, мотивирующую среду с поддержкой и доверием между людьми, работающими над проектом
- Использование 1:1 встреч – «наиболее эффективный и действенный» способ обмена информацией внутри команды и в рамках проекта.
- Прогресс можно измерить прежде всего по работе программного обеспечения (или продукта)
- Поддерживайте устойчивый темп работы над проектом
- Приоритет качественному дизайну и технической компетентности
- Простота превыше всего
- Самоорганизация команд приводит к лучшим результатам
- Проведение регулярных ретроспектив и адаптация процессов, по мере необходимости, для достижения максимальной эффективности
3. Объясните разницу между Agile и Scrum.
Agile — это всеобъемлющая философия управления проектами, в то время как Scrum — одна из ее методологий. Scrum предлагает четкий процесс организации работы и структуру команды. Менеджеры проектов руководят Scrum-командами, которые также включают членов команды из разных отделов (кросс-функциональные команды). Scrum-команды также состоят из владельцев продукта (Product Owner), которые берут на себя ответственность за ценность продукта, и Scrum-мастеров, которые следят за тем, чтобы все соблюдали методологию Scrum.
Методология Scrum подразумевает работу по коротким спринтам, или фазам работы. Спринты обычно длятся от двух до четырех недель, и в результате работы создается инкремент (готовый продукт или его часть) для передачи Заказчику. Каждый спринт также подразумевает постоянный обмен обратной связью, анализ того, как прошел спринт, и формирование уроков, которые команда извлекла. Процесс продолжается до тех пор, пока команда не завершит проект.
4. Что такое Agile-тестирование?
Agile-тестирование — это процесс проверки программного обеспечения или продукта на предмет возможных проблем. Процесс строится на нескольких ключевых принципах, которые позволяют тестировщикам оперативно выявлять и устранять проблемы в ходе разработки. Принципы включают:
- Раннее и непрерывное тестирование для контроля качества на всех этапах разработки
- Постоянная обратная связь между командой и заказчиками
- Командная работа бизнес-аналитиков, тестировщиков, разработчиков и других специалистов
- Обеспечение гибкости процесса тестирования, чтобы ошибки можно было быстро обнаружить и устранить.
- Минимум документации с чек-листами и шаблонами предпочтительнее других более длинных форматов
- Разработка ведется на основе тестирования на протяжении всего процесса (тестирование направляет процесс), что позволяет своевременно устранять любые неполадки.
- Вовлеченность клиентов и заказчиков является приоритетом на протяжении всего проекта, с регулярным взаимодействием.
5. Объясните разницу между моделями Waterfall и Agile.
Agile — непрерывная модель, которая применяется на протяжении всего жизненного цикла разработки продукта. Она гибкая и поощряет сотрудничество, разработка делится на спринты(короткие итерации). Она упрощает внесение изменений в процессы и комбинирует многочисленные проекты в единый процесс разработки. Команды работают одновременно над разными фазами проекта, часто взаимодействуя с заинтересованными сторонами.
Каскадная модель (Waterfall) более структурирована, строга и линейна. Взаимодействием между участниками ограничено, и процесс не допускает изменений после начала разработки. Она обеспечивает четкие ожидания и конкретный план на весь проект, с последовательными этапами (сначала завершается один, затем начинается следующий), и ограниченным участием клиента.
6. Каковы плюсы и минусы Agile-процесса?
Agile может быть очень эффективным и способствовать значительным изменениям, однако подходит не для всех проектов. Например, он обычно лучше всего подходит для проектов без жестких требований, где адаптивность является ключевым фактором. Для успешной реализации проектов необходимо, чтобы команды могли самостоятельно организовывать и управлять своей работой. Другие потенциальные недостатки и преимущества представлены ниже:
Плюсы:
- Быстрая и эффективная поставка продукта
- Упрощенное взаимодействие и командная работа между отделами и с клиентами
- Повышение производительности и прозрачности процессов
- Меньше подготовительных этапов и больше возможностей для постоянного совершенствования на протяжении всего процесса
- Более высокая гибкость с большей ориентацией на рабочий продукт, а не на идеальное исполнение
Минусы:
- Зависимость от обратной связи и постоянных изменений делает процесс менее предсказуемым, хотя и повышает качество продукта.
- Меньшее количество документации может затруднить выставление счетов и ведение отчётности
- Распыление внимания на нескольких целях может лишить команду возможности сосредоточиться на достижении конкретных целей.
- Изменение стилей управления может вызывать сложности у руководителей и сотрудников
7. Можете ли вы объяснить, как работает итеративная и инкрементальная разработка?
Как следует из названия, инкрементальная разработка разбивает процесс на небольшие инкременты (функциональные блоки), каждый из которых строится на предыдущем для постепенного добавления функциональности продукту. Каждый инкремент полностью разрабатывается и тестируется перед интеграцией в проект, обеспечивая корректную работу всего продукта.
Напротив, итеративная разработка разбивает разработку на повторяющиеся циклы, в которых изменения вносятся в соответствии с результатами последней итерации, что позволяет проекту развиваться с течением времени. Обратная связь клиентов вносится в каждую итеративную фазу, добавляя новую функциональность в каждом цикле, пока команда не завершит работу над продуктом.
8. Определите основные различия между бэклогами спринта и продукта.
Бэклоги — это упорядоченные перечни элементов, которые необходимо реализовать для улучшения работы или достижения целей продукта. Бэклоги спринтов являются частью общего бэклога продукта. Они представляют собой список задач или требований, необходимых для определенного спринта(итерации). Обычно этим бэклогом управляет команда разработчиков.
Владелец продукта владеет продуктовым бэклогом(product backlog), который содержит полный список функций продукта, требований и всего, что команда должна сделать на протяжении всего процесса разработки.
9. С какими популярными гибкими методологиями вы имели опыт работы?
Agile включает различные методологии управления проектами, такие как Scrum и другие. У каждой есть свои особенности применения, вот некоторые примеры:
- Scrum — одна из самых популярных методологий, поскольку она позволяет создавать и тестировать гипотезы в ходе спринтов, адаптировать их по мере необходимости. Совместим с другими фреймворками.
- Канбан (Kanban) — это метод визуализации рабочего процесса и ограничения объема незавершенной работы (WIP), позволяющий быстро обрабатывать поступающую работу.
- Crystal — это методология, которая стремится к оптимизации и упорядочению процессов, фокусируясь на команде, улучшая коммуникацию и поощряя активную вовлеченность среди членов команды. Она часто используется для краткосрочных проектов и проектов, требующих более быстрой поставки.
- Экстремальное программирование (XP) облегчает разработку и повышает качество разработки программного обеспечения. Например, оно может улучшить тестирование или автоматизировать определенные задачи.
- Разработка на основе функций (FDD) обычно подразумевает использование итеративных и инкрементальных моделей, разбивает проект на этапы по функциям продукта. Это помогает гарантировать стабильную и своевременную поставку программного обеспечения.
10. На каких Agile-метриках вы бы сосредоточились в первую очередь?
Потенциальные работодатели часто задают сложные вопросы на собеседовании, чтобы получить представление о вашем образе мышления. Учитывая множество возможных метрик, этот вопрос помогает раскрыть ваш подход к оценке эффективности. Будьте готовы назвать несколько ключевых метрик и объяснить их важность..
Например, если вы работаете в Scrum-команде , Burndown-график спринта может помочь отслеживать работу, которую команда выполняет в течение каждого спринта. Эта информация может помочь вам отслеживать команды, которые имеют недостаточную производительность или берут на себя чрезмерную нагрузку.
Velocity (Скорость) – усредненное количество работы команд, выполненной в течение спринтов. Метрика может позволить спрогнозировать сроки выполнения бэклога и отслеживать стабильность производительности команды.
Бонусный вопрос: какие существуют препятствия для Agile-процессов?
Исследования показывают, что Agile-проекты, как правило, более успешны, чем те, которые используют Waterfall, 64% против 49% успешных реализаций [2]. Тем не менее, Agile-проекты не лишены потенциальных сложностей, которые включают:
- Нежелание полностью делегировать полномочия команде
- Необходимость постоянной коммуникации и обратной связи
- Недостаточно чёткие требования, мешающие проектированию системы
- Сложности внедрения Agile-методологий в существующую культуру и работу компании
Бонусный вопрос: какими качествами должен обладать Agile-тестировщик?
Agile-тестирование (гибкое тестирование) требует глубокого понимания его принципов. Это позволяет быстро анализировать и адаптироваться к изменяющимся требованиям в течение всего проекта.
Кроме того, для эффективного выполнения гибкого тестирования необходимо быть организованным, уметь расставлять приоритеты для соблюдения сроков и требований. Также важно иметь отличные коммуникативные навыки для эффективного межкомандного взаимодействия.
Перевод статьи «10 Agile Interview Questions (And Answers) to Master Before Your Interview».
